ГРО (Gros) Антуан Жан (16.3.1771, Париж – ночь с 25 на 26.6.1835, Ба-Мёдон, близ Парижа), французский живописец и график. Учился в Париже – у своего отца, художника-миниатюриста Жана Антуана Гро (1732-86); у Ж. Л. Давида (с1785) и в Королевской академии живописи и скульптуры (1787-92). В ранних картинах Гро на традиционные сюжеты из древней истории («Антиох и Елеазар», 1792, Музей изящных искусств, Сен-ЛО) заметно влияние П. П. Рубенса. В 1793-1800 Гро жил в Италии (сохранились зарисовки антиков, а также с произведений Мазаччо, Я. Понтормо, Рубенса и др.), писал портреты. С творчеством Гро связаны отход от принципов классицизма и начало эпохи романтизма во французской живописи. Художественной манере Гро свойственны обращение к современной теме, динамизс композиции, эмоциональность, живописная трактовка формы, драматичные контрасты света и тени.
Антуан Жан Гро.
«Наполеон Бонапарт на Аркольском мосту».
1796-1801.
Национальный музей Версаля и Трианонов.
В 1796 по заказу Жозефины Богарне начал писать в Милане картину «Наполеон Бонапарт на Аркольском мосту» (1796-1801, Национальный музей Версаля и Трианонов) – одно из первых воплощений в изобразительном искусстве образа романтичного героя. Мастер был вдохновенным летописцем наполеоновской эпохи, запечатлел многие её события:
«Битва при Назарете» (эскиз, 1801, Музей изящных искусств, Нант), «Бонапарт посещает госпиталь зачумлённых в Яффе 11 марта 1799 года» (1804, Лувр, Париж), «Наполеон в битве при Эйлау, февраль 1807 года» (1808, Лувр), «Битва при Ваграме» (1810, Национальный музей Версаля и Трианонов) и др.
Антуан Жан Гро.
«Битва при Назарете». Эскиз.
1801.
Музей изящных искусств, Нант.
Антуан Жан Гро.
«Бонапарт посещает госпиталь зачумлённых в Яффе 11 марта 1799 года».
1804.
Лувр, Париж.
Антуан Жан Гро.
«Наполеон в битве при Эйлау, февраль 1807 года».
1808.
Лувр, Париж.
Писал также портреты Наполеона (серия «Первый консул», 1802-03) и его генералов (И. Мюрата, 1812, Луво и др.), исторические композиции («Сафо на Левкадской горе», около 1800, Музей живописи, Байё; «Франциск I принимает Карла V в аббатстве Сен-Дени в 1540 году», 1811, Лувр).
Антуан Жан Гро.
«Портрет Мюрата, короля Неаполя».
1812.
Лувр, Париж.
Антуан Жан Гро.
«Сафо на Левкадской горе».
Около 1800.
Музей живописи, Байё.
Антуан Жан Гро.
«Франциск I принимает Карла V в аббатстве Сен-Дени в 1540 году».
1811.
Лувр, Париж.
В период Реставрации продолжает создавать исторические картины («Отъезд Людовика XVIII из дворца Тюильри в ночь с 19 на 20 марта 1815 года», 1816, Национальный музей Версаля и Трианонов), всё чаще обращался к мифологическим сюжетам, трактуя их в классической манере («Геракл и Диомед», 1835, Музей августинцев, Тулуза, и др.).
Антуан Жан Гро.
«Отъезд Людовика XVIII из дворца Тюильри в ночь с 19 на 20 марта 1815 года».
1816.
Национальный музей Версаля и Трианонов.
Избран членом Института Франции (1815), получил баронское звание за роспись купола плафона Пантеона в Париже (1811-24) и орден Почётного легиона (1828), преподавал в Школе изящных искусств. В состоянии глубокого духовного кризиса покончил с собой.
Литература: Delestre J. B. Gros, sa vie et ses ouvrages. 2 ed. P., 1867; Чегодаев А. Д. Статьи об искусстве Франции, Англии, США 18-20 вв. М., 1978; Boime A. Art in an age of Bonapartism. 1800-1815. Chi., 1990. (В. В. Стародубова).
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: